Главная > Человек и общество > Как правильно реагировать на критику в свой адрес? 8 Шагов

Как правильно реагировать на критику в свой адрес? 8 Шагов

Критика

Нет человека, которому бы нравилось выслушивать критические замечания в свой адрес. Критика часто становится причиной конфликтов и источником сильных отрицательных эмоций. А между тем, избежать её не представляется возможным. Даже самых умных и успешных людей периодически критикуют домочадцы, коллеги, начальство, друзья, соседи и так далее. Поэтому, чтобы сохранить здоровую нервную систему и не рассориться со всем миром, нужно научиться правильно реагировать на подобные ситуации.

План действий

Вот советы, которые пригодятся вам, если на вас вдруг обрушится шквал осуждений.

1. Сохраняйте спокойствие

Обида, злость и недовольство — основные эмоции, которые обычно возникают в ответ на критику. Хочется вспылить и на повышенных тонах так ответить критикующему, чтобы мало не показалось. Но ссора никогда не была лучшим выходом из положения. Поэтому первое, что нужно сделать, чтобы потом не пожалеть о своей несдержанности — взять эмоции под контроль и сохранить самообладание. Пока вы чувствуете, что плохо владеете собой, молчите и никак не реагируйте на критику. Успокоитесь — тогда отвечайте сообразно обстоятельствам.



2. Проанализируйте, почему это произошло

Начнём с того, что критика бывает двух видов: объективная и необъективная. Одно дело, если вы понимаете, то вас раскритиковали совершенно справедливо — тогда разумнее всего согласиться и постараться исправить ситуацию. Но часто бывает так, что негативные высказывания не имеют под собой никаких веских оснований. В таком случае, вы должны не злиться, а попытаться разобраться в мотивах, заставляющих человека несправедливо осуждать вас.

Необъективная критика может быть вызвана несколькими причинами:

  • сильной завистью и недоброжелательностью;
  • желанием скомпрометировать вас перед другими людьми;
  • сложным характером критикующего.

В любом случае, не спешите возмущаться, даже если считаете, что нападки на вас незаслуженны. Ведь очень часто критика имеет под собой благие побуждения. Особенно, если она исходит от близких людей. Например, родители часто указывают на недостатки и поучают своих детей, чтобы предостеречь от ошибок и неприятностей. Но если вы видите, что критика явно носит недоброжелательный оттенок, делайте выводы в отношении того, как человек к вам относится. Возможно, не конфликтовать и спорить с ним нужно, а просто ограничить общение.



3. Вступите в конструктивный диалог

Если ситуация неоднозначная, обязательно проясните её. Попросите оппонента конкретизировать и логически обосновать выпады против вас. Пусть он подробно объяснит, что ему не понравилось в вашей работе, поведении, словах и так далее. В ответ приведите аргументы в пользу своей правоты (если только уверены в ней), или пообещайте исправиться (если вас раскритиковали заслуженно).

Также, в зависимости от обстоятельств, можно отреагировать на критику следующим образом:

  • обратить всё в шутку;
  • проигнорировать;
  • выступить с ответной критикой;
  • призвать оппонента к снисходительности;
  • доказать в честном споре, что вы поступили правильно;
  • извиниться и пообещать, что больше такого не повторится.

4. Давайте отпор, но не теряйте чувство меры

Никогда не бойтесь словесно защищаться от несправедливых нападок — ваша пассивность и беззащитность могут спровоцировать агрессора на ещё более обидные высказывания в ваш адрес. Но при этом и не перегибайте палку, умейте вовремя остановиться. Сделав из мухи слона, вы не только потратите нервы и испортите отношения с оппонентом, но и повредите своей репутации, если спор будет происходить в присутствии других людей. О вас могут начать думать как о скандалисте. Поэтому очень важно умение не обострять ситуацию, а высший пилотаж — сохранить дружеские отношения с человеком после горячего спора. В конце концов, даже несправедливая критика не всегда свидетельствует о недоброжелательности. Человек может быть необъективным, неосведомлённым, и вообще, все мы иногда ошибаемся и осуждаем ближних своих без достаточных на то оснований.

5. Избегайте самоедства и повышайте самооценку

У многих людей чужая критика вызывает очень болезненную реакцию, вплоть до депрессии, отчаяния и неверия в свои силы. Пример первый: муж забраковал блюдо, приготовленное женой, и теперь она считает себя никудышной поварихой. Хотя все её знакомые утверждают, что она отлично готовит. Пример второй: талантливая студентка решила уйти из института только потому, что преподавательница не приняла и подвергла жёсткой критике её курсовую. Друзья и родители насилу отговорили от этого шага. Пример третий: красивая девушка начала ужасно комплексовать и перестала носить короткие юбки после того, как отвергнутый ею парень отпустил насмешливое критическое замечание по поводу её якобы кривых ног. На самом деле ножки вполне красивые.

Любая преувеличенная реакция на критику однозначно свидетельствует о низкой самооценке.

Если человек сам не верит в то, что он симпатичный, умный и талантливый, то жесткой критикой можно нанести ему сильнейшую моральную травму и даже испортить жизнь. История знает много примеров тому, как люди, подвергнувшись осуждению, ставят крест на своих вполне реальных планах и отказываются от мечты. Чтобы такого с вами не случилось, старайтесь избавляться от комплексов и одновременно развивайте в себе самоуважение и безусловную любовь к собственной личности. Знайте, что высокая и устойчивая самооценка — лучшая броня, помогающая защититься от чужих критических высказываний. Даже если критика в ваш адрес вполне объективная, это повод не для комплексов, а для самосовершенствования.

6. Не обижайтесь

Когда критикуют, это всегда неприятно. Поэтому многие люди сильно и глубоко обижаются на критику. А потом, если обида длится долго, она вполне может перейти в ненависть, в навязчивое желание расквитаться и отомстить. Сами понимаете, какие могут быть последствия. Так что старайтесь не давать волю обидчивости, чтобы не портить себе негативными эмоциями настроение, жизнь и здоровье. Тем более, если вдуматься, обида — чувство не только деструктивное, но и нелогичное, лишённое смысла. Когда вас критикует чужой человек, вы не должны на него обижаться, так как он ничем вам не обязан. Если же критика исходит от близкого человека, то тем более обиды неуместны, так как тот, кто вас любит, всегда имеет благие намерения, даже если не совсем правильно их выражает.

7. Развивайте в себе здоровую самокритику

Человеку, который не может сам себя воспринимать объективно, бывает очень трудно отличить объективную критику в свой адрес от необъективной — и это порождает очень много проблем в отношениях с окружающими людьми. Чтобы правильно реагировать на чужие замечания и понимать, чем они вызваны, старайтесь воспринимать собственные слова и поступки через призму самокритики. Это не сложно: достаточно научиться видеть себя со стороны и оценивать так, как вы оцениваете других людей в аналогичных ситуациях. К тому же, здоровая самокритика помогает вовремя исправлять ошибки в работе и не допускать этических промахов при общении с другими людьми.

8. Боритесь с гордыней

Очень часто причиной, почему люди не переносят любых упреков, является болезненное самолюбие, свойственное гордецам. Горделивый человек даже справедливые критические высказывания в своей адрес способен воспринять как тяжелейшее личное оскорбление. Поэтому, если вы замечаете, что малейшая критика тут же вызывают в вас бурю отрицательных эмоций, вплоть до ненависти к критикующему — вам следует хорошо поработать над собой в плане усмирения гордыни. А иначе с вами невозможно будет ни сотрудничать, ни строить близкие отношения.

Предостережения

Следует понимать, что любая ситуация, связанная с критикой, требует индивидуального подхода. Разумеется, вы будете по-разному реагировать на критику, в зависимости от того, кто именно высказывает свое неодобрение: близкий родственник, друг, коллега по работе, начальник, возлюбленный и так далее. Плюс к этому, как уже было сказано выше, нужно учитывать мотивы. Если, к примеру, вы чувствуете, что знакомый просто позавидовал вашим успехам и захотел испортить вам настроение, то ваша реакция будет соответствующей — вы поставите его на место. Если же коллега раскритикует вас за серьёзные ошибки, допущенные в работе, то тут вы отреагируете совершенно по-другому.

Во всех ситуациях, когда вас критикуют, психологи советуют:

  1. Всегда думать о последствиях, которые может повлечь за собой ваша реакция. Например, если вас чихвостит начальник, то пусть вы тысячу раз правы, но лучше не спешите бурно отстаивать свою правоту, если дорожите местом работы.
  2. Не спешить оправдываться. Учтите, что выражение недовольства вполне может означать обыкновенную манипуляцию. Манипуляторы часто прибегают к критике, чтобы вызвать чувство вины или заставить человека поступить определённым образом. Например, если манипулятору невыгодны ваши планы или идеи, он может раскритиковать их для того, чтобы вы передумали и отказались от них.
  3. Будьте благодарны за критику, радуйтесь ей. Да, именно радуйтесь! Ибо объективная критика является отличным стимулом на пути к самосовершенствованию. А необъективная помогает отличать друзей от врагов и даёт возможность вовремя распознавать завистников-недоброжелателей.

Видео: «Любители делать другим замечания, кто они?!»

Понравилась статья, поделитесь с друзьями:


Рассылка
Загрузка...

Оставьте комментарий